Майский поход по Линии Маннергейма

Несмотря на то, что уже почти конец мая, стоит рассказать про его начало — наш первый серьёзный поход в рамках Питерского турклуба:

Итак, мы положили начало настоящим походным приключениям!

Всё началось с подготовки к походу, которая проходила в городе. За месяц до похода мы распределили обязанности, начали делать маршрут, раскладку питания, закупать недостающее личное снаряжение и целенаправленно тренироваться: учиться ставить палатки, разжигать костры и ориентироваться. Когда в первом приближении всё было готово, мы сделали контрольный выход в виде похода на выходные и проверили, насколько мы готовы к первому категорийному походу. Когда всё было готово окончательно, Лёня (председатель ТК)  привёз нам небольшой подарок от московского филиала: фирменные турклубные футболки! В воздухе витало ощущение ощущение неповторимости надвигающегося события. И интуиция нас не подвела!

20150502
В преддверии великого праздника победы мы, команда турклуба Питерской Вышки, собрали свои рюкзаки и отправилась в поход по Линии Маннергейма. Символично, не правда ли? Линия Маннергейма – это главная фронтовая позиция на Карельском перешейке во время Зимней войны 1939-40 гг. (в России мало кто знает, но этот сюжет нашей истории западные, в т.ч. финские, историки считают частью Второй Мировой войны.) Исследовательский интерес на ней представляет одноимённый комплекс оборонительных сооружений, построенных финнами для отражения наступления советских войск. Линия состояла из  укреплений в виде более тысячи бетонных дзотов и дотов, причём на возведение некоторых из них было потрачено более миллиона финских марок. Именно на них наша команда и отправилась посмотреть.

20150501

По приезду на станцию «69 километр», взвалили на спины рюкзаки и двинулись по маршруту. Уже в первый день что мы только ни прошли: и шоссе, и какое-то грязевое поле, и строящуюся дорогу. Постепенно нарастающая «ламповость» тусовки заставили нас позабыть о тяжести на спине. Лагерь первого дня находился на берегу реки Волчья. С открытого поля мы свернули в лес, к воде. Сразу отметили большое количество  больших, но вполне себе безобидных клопов, а утром был встречен первый крупный лесной житель. Вообще, мы то и дело натыкались на зверей. То выдра спокойно проплывет вдоль речки, то птица со странным названием  бекас пролетит мимо, раздавая непонятное нам блеяние, то неугомонный дятел разбудит с утра. А на всем протяжении пути нам то и дело попадались следы лося, короля здешних лесов. Один раз он был настолько рядом с нашим лагерем,что мы даже слышали его сопение!

Целью второго дня было озеро Малое Луговое. Проходя бугристые холмы, мерцающие на свету речки, мы проводили время в беседах и словесных играх, ну и куда же без песен, которые, кстати, значительно облегчали передвижение. Постепенно начали больше обращаться к природе. В некоторых проснулось поэтическое вдохновение. Например, Денис поделился с нами соображениями по поводу позитивных и таинственных лесов. Чего точно не преувеличишь, так это красоту Ленинградских пейзажей! Почти каждая наша стоянка была у берегов озёр. Придя к месту стоянки, разобрались с рутинными делами: поставили палатки, спилили сушину, накололи дров, разожгли костер, приготовили ужин. Вечером у нас осталось много свободного времени, которое мы заняли играми, разговорами и пением у костра, чтением перед сном. Что еще стоит отметить, так это жизнь в палатке, которая постепенно превращалась в вечерний ритуал. Для начала ежедневные жеребьевки мест в палатках, итоги которых каким-то магическим образом заканчивались практически одинаково (оба единственных молодых человека почему-то всегда были вместе). Потом процедуры массажа и профилактического опустошения аптечки (было использовано много «Спасателя», йода и пластырей), что стали обязательными.

20150505_костер

Третий день был полон впечатлений разного характера. Перейдя ручей Горюнец (в который кто-то умудрился упасть), широчайшие русские поля, устроили привал. Далее мы держали путь на озеро Вуокса, где должны были разбить лагерь. Чтобы добраться до точки, необходимо было пройти через бурелом. И, как оказалось, это была задача не из легких, но одновременно необычайно интересная. Капы на деревьях, следы оленей, особенная тишина леса, а ночью, в лагере, кукование и характерное постукивание дятла. К самому берегу Вуоксы не дошли – подход к воде затруднен, встали в лесочке рядом.

На этом заканчивалась часть маршрута, необходимая для набора километража и начинался переход к исторической части. Дальнейшее продвижение шло в основном вдоль шоссе. Оно ничем не осложнялось, так как нам очень повезло с погодой: ни одного проливного дождя и достаточно теплые ночи. Примерно к четвёртому дню  уже закончились все да-нетки, игры, однако почти постоянное музыкальное сопровождение спасало (как помнится, его обеспечивали нам Элина и Ира). Кроме прочего, всю дорогу наши востоковеды учили нас китайскому. Вечером – романтические посиделки у костра с видом на озеро Тихое, чтением стихов и песнями.

20150504

На пятый день мы устроили головомойку: нагрели все котлы с водой и наслаждались “благами цивилизации”. Для всех нас это был необычный и своевременный опыт. И мы с благодарностью отправились дальше. В этот день мы также увидели ДОТ, Братскую Могилу и Заказник, историю которого нам поведал один добрый путник. Лагерь разбили у реки Искрица. Там был приготовлен вкуснейший ужин. И здесь нельзя не сказать о том, какие превосходные завтраки, обеды и ужины были в походе. Такое разнообразное меню делало привалы для многих из нас долгожданными.

Также в этот день случился в наших рядах праздник – День Рождения нашего лидера Саши. В связи с чем мы подготовили ему небольшой праздник с ориентированием и стишками, а вечером намешали торт со свечками.   В этот вечер начался небольшой дождь, и мы сидели у костра, укрывшись под тентом, и ели Сашин торт.

20150505

После семи дней наших странствий по болотам и лесам, мы наконец-то достигли конечного пункта, остановившись возле озера Глубокое, недалеко от Выборга. К сожалению,  больше дотов и дзотов мы не нашли, так как многие из них были уничтожены советскими саперами еще в прошлом веке…Но мы не отчаивались! Полные энтузиазма и готовые к новым открытиям, мы решили не упускать возможности и заглянуть в сам Выборг. Труднообъяснимое чувство военного времени присутствовало с нами все наше путешествие. Пейзажи, походная еда, непроходимые леса, военные песни у костра, тяжелые рюкзаки — все будто было охвачено воспоминаниями о войне.

20150506

В ходе похода, каждый из участников приобрел какой-то новый опыт. Кто-то с гордостью может заявить о том, что  валить дерево не так-то и  трудно, кто-то может похвастаться приобретенными навыками в приготовлении спаржи или сои. Да, да вам не показалось именно спаржи. Ну где еще можно этому научиться как не в походе?

Этот выезд был первым серьезным  опытом для нашей сформировавшейся команды. В июле нас ждет еще более увлекательное странствие, но уже на южные просторы нашей страны, а именно на Кавказ!!!